Оценка персонала

Для чего нужна оценка персонала и когда она проводится?

Зачастую с понятием оценка персонала связывают процедуру аттестации персонала в том или ином виде: тестирование, интервьюирование, сдача производственных экзаменов.

Но часто забывают о том, что оценка персонала начинается «у входа в компанию», т.е. при подборе и отборе персонала. Производится оценка потенциальных кандидатов, соискателей на вакантную должность в компании. Первично оценивается резюме претендентов, соответствие образования, опыта, знаний и умений требованиям вакантной должности. Затем проводится оценка претендентов на собеседовании, для чего используются различные способы его проведения: интервью, тестирование, выполнение тестового задания. По результатам оценки всех претендентов выбирается наиболее соответствующий требованиям вакансии.

После приема нового сотрудника в компанию, проводится его оценка в период испытательного срока, как справляется с поставленными задачами новичок. Оценка на данном этапе проводится следующим образом: наблюдение за новым сотрудником, оценка результатов выполненных рабочих заданий, опрос или интервью с новым сотрудником о его социальной адаптации в коллективе, беседа с наставником, закрепленным за ним, его руководителем. После этого принимается решение о прохождении испытательного срока и продлении трудовых отношений с новым сотрудником, либо о том, что сотрудник не справился с обязанностями в период испытательного срока и о том, что возобновляется поиск нового кандидата.

Для чего нужна оценка, когда сотрудники работают в компании более 1 года и предполагается что знают все бизнес-процессы компании и свои операционные задачи? Зачем оценивать сотрудников, которые уже давно работают и хорошо выполняют свои функциональные обязанности?

Как правило, выделяют несколько целей оценки персонала:

  1. Оценка операционной деятельности персонала, которая проводится каждым руководителем ежемесячно.
  2. Формирование кадрового резерва.
  3. Аттестация, проводимая для последующей подготовки предложений о повышении разряда, категории. Прохождение аттестации регулируется действующим законодательством.
  4. Определение потребностей в развитии (обучении) сотрудников, целесообразности привлечения их к проектной деятельности.
  5. Мотивация сотрудников (материальная и нематериальная), определение вклада каждого сотрудника в достижение целей компании и его стоимости относительно этого вклада.
  6. Выявление специалистов, способных стать «центром компетенций» по какому-либо блоку вопросов.
  7. Расстановка персонала при реорганизации структурного подразделения, компании в целом.

При оценке персонала  применяются такие методы как: опрос, наблюдение, интервью, 360 градусов, ассессмент-центр, тестирование, оценка по компетенциям, оценка достижения целей и др.

Гуринович Николай, консультант по управлению