Можно ли сегодня обойтись без логистики?
В последнее время в нашей стране необходимость развития современной логистической инфраструктуры и важность логистических подходов к управлению процессами на предприятиях стала осознаваться на всех уровнях государственного управления. С утверждением правительством в прошлом году Программы развития логистической системы на период до 2015 года (Постановление Совета Министров РБ №1249 от 29.08.2008 г.) развитие логистики в нашей стране нашло официальное признание в качестве необходимого условия повышения конкурентоспособности и эффективности экономики. Сейчас остается самое главное – реализовать намеченные мероприятия по скорейшему формированию макрологистической системы страны и повышению конкурентоспособности белорусского экспорта. Но возможно ли это претворить в жизнь, не уделив должного внимания развитию логистики в базовых элементах этой системы – на предприятиях всех отраслей экономики без исключения?
ПОНИМАНИЕ ЛОГИСТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧОМ К РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА
Кому-то, сегодня еще можно, но… Ответ на этот вопрос хочется продолжить с аксиомы современного бизнеса, которая давно подтверждена на практике во многих странах мира. Она гласит так: «Игнорирование важности логистики сегодня – потеря конкурентоспособности и банкротство завтра». Однако, к сожалению, не все руководители до сих пор это понимают. Недавно пришлось услышать ответ директора одного крупного столичного магазина на вопрос: «Нужны ли вашим специалистам знания и повышение квалификации в области логистики?». Ответ прозвучал в достаточно грубой форме: «У меня хватает баб, которые и без логиста унесут коробки с коридора!»
Мы полагаем, что эта ситуация не требует комментария. Но она характеризует нашу действительность и, к сожалению, не единична. Безалаберность и недальновидность некоторых руководителей, их некомпетентность и халатное отношение к своим профессиональным обязанностям, неуважительное отношение к подчиненным, игнорирование современных методов и инструментов управления, особенно в условиях непростой экономической ситуации, не только подрывают устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе, но и тормозят положительные преобразования в отраслях и экономике в целом.
Сегодня успех за теми предприятиями и руководителями, которые активно внедряют логистические концепции и технологии в свою деятельность, повышают уровень логистического сервиса, создают условия для обучения персонала, реструктуризируют службы, открывая отделы логистики. Но самое главное слово всегда останется за человеческим фактором. Без специалистов, обладающих высокой компетенцией в области логистики и управления цепями поставок, умеющих мыслить по-новому, логистически, готовых повышать свою квалификацию и идти в ногу с новыми способами удовлетворения растущих требований рынка, успех преобразований ограничен. Только специалисты с логистическим мышлением способны «нарастить» и максимально использовать логистический потенциал предприятий и отраслей, обеспечив конкурентоспособность экономике.
Безусловно, радует то, что такие предприятия, руководители и специалисты в Беларуси уже есть, но их недостаточно для формирования эффективной логистической системы на мезо- и макроуровне. По прогнозам потребность белорусской экономики в специалистах в области логистики в ближайшие пять лет составляет не менее 15 тыс. человек. Обеспечить такое количество новоиспеченных логистов (или логистиков) только за счет подготовки молодых специалистов невозможно. Дефицит кадров реально устранить в более короткие сроки только с помощью таких форм обучения, как повышение квалификации и переподготовка специалистов.
Необходимо создать все возможные условия для эффективного обучения персонала, как искусству логистического администрирования и менеджмента отдельных областей деятельности, так и искусству системной интеграции всех функций и подразделений предприятия, созданию устойчиво функционирующих логистических цепей и систем. И чем раньше отдельные специалисты, предприятия, отрасли, сферы, национальные экономики и регионы это осознают, тем раньше смогут с наименьшими потерями влиться в новые мировые социально-экономические условия.
КАКОВЫ НАШИ ШАНСЫ?
Если кто-то еще полагает, что у нас все настолько хорошо, что с внедрением логистических подходов в управление можно еще повременить, то за ответом на этот вопрос обратимся к жестким и, полагаем, бесстрастным словам представителя дальнего зарубежья, которые появились не так давно в Интернете и заставляют много о чем задуматься.
По мнению профессора из Германии, заместителя председателя немецко-белорусского экономического клуба, Свена-Олафа Невиака, в целом экономика Беларуси отсталая и совершенно не соответствует мировому уровню. Этот вывод, говорит эксперт, следует из анализа конкурентоспособности белорусской продукции на мировых рынках. При всей открытости белорусская экономика нерентабельна – таков вердикт экономиста.
Несмотря на все пессимистические прогнозы, повод для оптимизма все же есть, считает Свен-Олаф Невиака: «У правительства есть повод реорганизовать процессы на белорусских предприятиях. Таких отсталых по бизнес-процессам, по типу управления, как в Беларуси, я в своей жизни давно не видел. Здесь те же социалистические методы управления». Необходимо менять систему, создавать конкурентную среду, использовать время вынужденного простоя предприятия для переподготовки кадров, уверен Свен-Олаф Невиака.
Он полагает, что чем больше будет создано условий для публичных высказываний разных мнений по поводу необходимых реформ и трансформаций в экономике Беларуси, тем лучше. Рациональной мерой эксперты называют также совместное обсуждение ситуации госчиновниками, представителями белорусского бизнеса, профсоюзов.
Таким образом, зарубежные специалисты видят возможность преодоления проблем конкурентоспособности, прежде всего в изменении системы управления, т.е. в применении совершенно иных управленческих инструментов и способов организации процессов, которые будут содействовать формированию конкурентной среды. Не менее важным условием роста конкурентоспособности рассматривается переподготовка кадров, ведь персонал, не способный думать творчески и инновационно, т.е. креативно, не может создавать и применять инновационные технологии в сфере как производства, так и обращения.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛОГИСТИКА?
Если обратиться к заголовку этой статьи, то по-нашему мнению, логистика начинается только там, где есть логистическое мышление – способность мыслить инновационно и креативно с целью наилучшей оптимизации потоков и процессов. В основе логистического мышления всегда лежит системный и комплексный подход к проблеме, которую необходимо решить с оптимальным использованием ресурсов, т.е. максимально эффективным способом.
Сами по себе любые объекты, входящие в понятие логистической инфраструктуры предприятия или страны, работать эффективно не могут. Только особый подход к организации их функционирования, с одновременной интеграцией и гармонизацией потоков и процессов, происходящих в этой инфраструктуре, способен превратить предприятия и их взаимодействия с другими участниками процессов в единую слаженную логистическую систему. Поэтому логистическое мышление сегодня необходимо рассматривать ключевым фактором, обеспечивающим адаптацию предприятий и отраслей к изменяющейся среде, их конкурентоспособность в любых условиях.
Не зря в мире набирает популярность логистика власти, главной парадигмой которой является идея актуализации системного подхода ко всем процессам в мире на всех уровнях управления, а именно необходимости внедрения логистического мышления, прежде всего, в управлении, начиная с государства и отраслей, и заканчивая менеджментом самого малого предприятия.
С логистическим типом мышления не рождаются, как и не рождаются талантливыми руководителями. Только способность учиться всю жизнь делает из специалиста настоящего профессионала в любой области.
Хочется надеется, что по мере либерализации белорусской экономики логистический тип мышления станет преобладающим среди управленцев, которые в большинстве случаев привыкли находиться в ожидании команды сверху и не торопятся принимать кардинальные меры для повышения эффективности управления логистическими процессами.
В ЧЕМ СЕКРЕТЫ ЛОГИСТИКИ?
Для белорусских предприятий и белорусской экономики логистика пока хранит неизведанные тайны. По мнению зарубежных специалистов, приезжающих в нашу страну с целью научного и образовательного обмена, у Беларуси есть шанс во время экономического кризиса воспользоваться мировым опытом в области развития логистики и логистических подходов для существенного снижения всех видов затрат, главным образом на транспортировку и складирование товара. Без внимания не следует оставлять возможность сокращения издержек, связанных с производством, реализацией и закупками. Важной статьей оптимизации затрат также рассматривается снижение управленческих расходов.
Если логистика для нашей экономики еще не приоткрыла свои секреты в полной мере, то каковы заслуги, которые ей приписывают в экономически развитых странах, где в условиях конкурентной борьбы на свободных рынках малые предприятия и крупные корпорации с помощью логистики добиваются небывалых успехов?
Термин «логистика» пришел в современный язык из древнегреческого языка и происходит от слов «logo» (думать), «logisticos» (считать, оценивать), «logistike» (искусство вычислять, рассуждать). Достижения логистики как науки широко применялись с давних времен и до сих пор успешно используются в военной области.
Впервые в 1974 г. на I Европейском конгрессе логистике было дано новое, с точки зрения ее применения в невоенной области, определение. Логистика – учение о системном планировании и контроле материальных, энергетических, информационных и пассажирских потоков, а также об управлении ими. С тех пор логистику рассматривают как научное направление, цель которого состоит в разработке методов и организационных форм управления потоковыми процессами для максимального удовлетворения спроса на продукцию (товар, услуги, информацию, энергию) и доведение ее до потребителя в обусловленный срок с минимальными затратами.
Сегодня под логистикой понимают не только науку, но и процесс, бизнес-концепцию, философию мышления и инструмент управления.
Более чем за 30 лет логистика на западе эволюционировала и сейчас одной из ее современных концепций является управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM). Это концепция заключается в максимальной интеграции специализированных областей логистики в единую систему, получившую название цепь поставок, в которую входят помимо самого предприятия как его поставщики и клиенты, так и его партнеры (различные логистические посредники). Цикл исполнения заказа обеспечивает операционную структуру для такой интеграции. Интегрированная схема иерархии процессов и функций такой системы показана на рисунке 1.
Рисунок 1 - Иерархия в интегрированной системе логистики
Результаты внедрения подобных логистических подходов на предприятиях впечатляют, и по данным западных исследований применение логистического менеджмента способно вызвать следующее снижение затрат:
• на транспорт – 7-20 %,
• на погрузку-разгрузку и хранение – 15-30 %,
• на общие логистические операции – 12-15 %.
Кроме того, возможно снижение уровня запасов на 50-100%, а увеличение оборачиваемости всех видов ресурсов на 20-40%. И что актуально в условиях кризиса, так то, что сокращение на 1% логистических издержек эквивалентно увеличению объема продаж почти на 10%.
Также важно индекс эффективности логистики дает нам понять, как логистика развита в настоящее время, в качестве примера см. таблицу №1.
Таблица №1 - Индекс эффективности логистики (LPI) отдельных стран за 2014 г.
Страна | Место | Общий балл | Таможня | Инфраструктура | Качество логистических услуг |
Германия | 1 | 4,12 | 4,10 | 4,32 | 4,12 |
Нидерланды | 2 | 4,05 | 3,96 | 4,23 | 4,13 |
Бельгия | 3 | 4,04 | 3,80 | 4,10 | 4,11 |
Великобритания | 4 | 4,01 | 3,94 | 4,16 | 4,03 |
Сингапур | 5 | 4,00 | 4,01 | 4,28 | 3,97 |
Польша | 31 | 3,49 | 3,26 | 3,08 | 3,47 |
Латвия | 36 | 3,40 | 3,22 | 3,03 | 3,21 |
Эстония | 39 | 3,35 | 3,40 | 3,34 | 3,27 |
Литва | 46 | 3,18 | 3,04 | 3,18 | 2,99 |
Болгария | 47 | 3,16 | 2,75 | 2,94 | 3,00 |
Украина | 61 | 2,98 | 2,69 | 2,65 | 2,84 |
Казахстан | 88 | 2,70 | 2,33 | 2,38 | 2,72 |
Россия | 90 | 2,69 | 2,20 | 2,59 | 2,74 |
Армения | 92 | 2,67 | 2,62 | 2,38 | 2,75 |
Молдова | 94 | 2,65 | 2,46 | 2,55 | 2,44 |
Беларусь | 99 | 2,64 | 2,50 | 2,55 | 2,46 |
Таджикистан | 114 | 2,53 | 2,35 | 2,36 | 2,47 |
Азербайджан | 125 | 2,45 | 2,57 | 2,71 | 2,14 |
Узбекистан | 129 | 2,39 | 1,80 | 2,01 | 2,37 |
Таким образом, без международного опыта и сотрудничества в сфере логистики сложно сегодня представить ее развитие в нашей стране в соответствии с мировыми требованиями и тенденциями в этой области. Без интеграции и стратегического сотрудничества, как констатируют принципы логистики, сегодня можно не только затеряться на мировых просторах, но и утонуть под тяжестью вовремя не решенных экспортных проблем. Однако для успеха в подобном сотрудничестве недостаточно наличие лишь поверхностного представления о логистике. Только через планомерное решение кадрового вопроса в сфере логистики белорусская экономика может рассчитывать на высокий уровень конкурентоспособности на мировых рынках.
Хулио Мендиета, преподаватель кафедры НМиТ