Можно ли сегодня обойтись без логистики?

В последнее время в нашей стране необходимость развития современной логистической инфраструктуры и важность логистических подходов к управлению процессами на предприятиях стала осознаваться на всех уровнях государственного управления. С утверждением правительством в прошлом году Программы развития логистической системы на период до 2015 года (Постановление Совета Министров РБ №1249 от 29.08.2008 г.) развитие логистики в нашей стране нашло официальное признание в качестве необходимого условия повышения конкурентоспособности и эффективности экономики. Сейчас остается самое главное – реализовать намеченные мероприятия по скорейшему формированию макрологистической системы страны и повышению конкурентоспособности белорусского экспорта. Но возможно ли это претворить в жизнь, не уделив должного внимания развитию логистики в базовых элементах этой системы – на предприятиях всех отраслей экономики без исключения?

ПОНИМАНИЕ ЛОГИСТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧОМ К РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА

Кому-то, сегодня еще можно, но… Ответ на этот вопрос хочется продолжить с аксиомы современного бизнеса, которая давно подтверждена на практике во многих странах мира. Она гласит так: «Игнорирование важности логистики сегодня – потеря конкурентоспособности и банкротство завтра». Однако, к сожалению, не все руководители до сих пор это понимают. Недавно пришлось услышать ответ директора одного крупного столичного магазина на вопрос: «Нужны ли вашим специалистам знания и повышение квалификации в области логистики?». Ответ прозвучал в достаточно грубой форме: «У меня хватает баб, которые и без логиста унесут коробки с коридора!»

Мы полагаем, что эта ситуация не требует комментария. Но она характеризует нашу действительность и, к сожалению, не единична. Безалаберность и недальновидность некоторых руководителей, их некомпетентность и халатное отношение к своим профессиональным обязанностям, неуважительное отношение к подчиненным, игнорирование современных методов и инструментов управления, особенно в условиях непростой экономической ситуации, не только подрывают устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе, но и тормозят положительные преобразования в отраслях и экономике в целом.

Сегодня успех за теми предприятиями и руководителями, которые активно внедряют логистические концепции и технологии в свою деятельность, повышают уровень логистического сервиса, создают условия для обучения персонала, реструктуризируют службы, открывая отделы логистики. Но самое главное слово всегда останется за человеческим фактором. Без специалистов, обладающих высокой компетенцией в области логистики и управления цепями поставок, умеющих мыслить по-новому, логистически, готовых повышать свою квалификацию и идти в ногу с новыми способами удовлетворения растущих требований рынка, успех преобразований ограничен. Только специалисты с логистическим мышлением способны «нарастить» и максимально использовать логистический потенциал предприятий и отраслей, обеспечив конкурентоспособность экономике.

Безусловно, радует то, что такие предприятия, руководители и специалисты в Беларуси уже есть, но их недостаточно для формирования эффективной логистической системы на мезо- и макроуровне. По прогнозам потребность белорусской экономики в специалистах в области логистики в ближайшие пять лет составляет не менее 15 тыс. человек. Обеспечить такое количество новоиспеченных логистов (или логистиков) только за счет подготовки молодых специалистов невозможно. Дефицит кадров реально устранить в более короткие сроки только с помощью таких форм обучения, как повышение квалификации и переподготовка специалистов.

Необходимо создать все возможные условия для эффективного обучения персонала, как искусству логистического администрирования и менеджмента отдельных областей деятельности, так и искусству системной интеграции всех функций и подразделений предприятия, созданию устойчиво функционирующих логистических цепей и систем. И чем раньше отдельные специалисты, предприятия, отрасли, сферы, национальные экономики и регионы это осознают, тем раньше смогут с наименьшими потерями влиться в новые мировые социально-экономические условия.

КАКОВЫ НАШИ ШАНСЫ?

Если кто-то еще полагает, что у нас все настолько хорошо, что с внедрением логистических подходов в управление можно еще повременить, то за ответом на этот вопрос обратимся к жестким и, полагаем, бесстрастным словам представителя дальнего зарубежья, которые появились не так давно в Интернете и заставляют много о чем задуматься.

По мнению профессора из Германии, заместителя председателя немецко-белорусского экономического клуба, Свена-Олафа Невиака, в целом экономика Беларуси отсталая и совершенно не соответствует мировому уровню. Этот вывод, говорит эксперт, следует из анализа конкурентоспособности белорусской продукции на мировых рынках. При всей открытости белорусская экономика нерентабельна – таков вердикт экономиста.

Несмотря на все пессимистические прогнозы, повод для оптимизма все же есть, считает Свен-Олаф Невиака: «У правительства есть повод реорганизовать процессы на белорусских предприятиях. Таких отсталых по бизнес-процессам, по типу управления, как в Беларуси, я в своей жизни давно не видел. Здесь те же социалистические методы управления». Необходимо менять систему, создавать конкурентную среду, использовать время вынужденного простоя предприятия для переподготовки кадров, уверен Свен-Олаф Невиака.

Он полагает, что чем больше будет создано условий для публичных высказываний разных мнений по поводу необходимых реформ и трансформаций в экономике Беларуси, тем лучше. Рациональной мерой эксперты называют также совместное обсуждение ситуации госчиновниками, представителями белорусского бизнеса, профсоюзов.

Таким образом, зарубежные специалисты видят возможность преодоления проблем конкурентоспособности, прежде всего в изменении системы управления, т.е. в применении совершенно иных управленческих инструментов и способов организации процессов, которые будут содействовать формированию конкурентной среды. Не менее важным условием роста конкурентоспособности рассматривается переподготовка кадров, ведь персонал, не способный думать творчески и инновационно, т.е. креативно, не может создавать и применять инновационные технологии в сфере как производства, так и обращения.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛОГИСТИКА?

Если обратиться к заголовку этой статьи, то по-нашему мнению, логистика начинается только там, где есть логистическое мышление – способность мыслить инновационно и креативно с целью наилучшей оптимизации потоков и процессов. В основе логистического мышления всегда лежит системный и комплексный подход к проблеме, которую необходимо решить с оптимальным использованием ресурсов, т.е. максимально эффективным способом.

Сами по себе любые объекты, входящие в понятие логистической инфраструктуры предприятия или страны, работать эффективно не могут. Только особый подход к организации их функционирования, с одновременной интеграцией и гармонизацией потоков и процессов, происходящих в этой инфраструктуре, способен превратить предприятия и их взаимодействия с другими участниками процессов в единую слаженную логистическую систему. Поэтому логистическое мышление сегодня необходимо рассматривать ключевым фактором, обеспечивающим адаптацию предприятий и отраслей к изменяющейся среде, их конкурентоспособность в любых условиях.

Не зря в мире набирает популярность логистика власти, главной парадигмой которой является идея актуализации системного подхода ко всем процессам в мире на всех уровнях управления, а именно необходимости внедрения логистического мышления, прежде всего, в управлении, начиная с государства и отраслей, и заканчивая менеджментом самого малого предприятия.

С логистическим типом мышления не рождаются, как и не рождаются талантливыми руководителями. Только способность учиться всю жизнь делает из специалиста настоящего профессионала в любой области.

Хочется надеется, что по мере либерализации белорусской экономики логистический тип мышления станет преобладающим среди управленцев, которые в большинстве случаев привыкли находиться в ожидании команды сверху и не торопятся принимать кардинальные меры для повышения эффективности управления логистическими процессами.

В ЧЕМ СЕКРЕТЫ ЛОГИСТИКИ?

Для белорусских предприятий и белорусской экономики логистика пока хранит неизведанные тайны. По мнению зарубежных специалистов, приезжающих в нашу страну с целью научного и образовательного обмена, у Беларуси есть шанс во время экономического кризиса воспользоваться мировым опытом в области развития логистики и логистических подходов для существенного снижения всех видов затрат, главным образом на транспортировку и складирование товара. Без внимания не следует оставлять возможность сокращения издержек, связанных с производством, реализацией и закупками. Важной статьей оптимизации затрат также рассматривается снижение управленческих расходов.

Если логистика для нашей экономики еще не приоткрыла свои секреты в полной мере, то каковы заслуги, которые ей приписывают в экономически развитых странах, где в условиях конкурентной борьбы на свободных рынках малые предприятия и крупные корпорации с помощью логистики добиваются небывалых успехов?

Термин «логистика» пришел в современный язык из древнегреческого языка и происходит от слов «logo» (думать), «logisticos» (считать, оценивать), «logistike» (искусство вычислять, рассуждать). Достижения логистики как науки широко применялись с давних времен и до сих пор успешно используются в военной области.

Впервые в 1974 г. на I Европейском конгрессе логистике было дано новое, с точки зрения ее применения в невоенной области, определение. Логистика – учение о системном планировании и контроле материальных, энергетических, информационных и пассажирских потоков, а также об управлении ими. С тех пор логистику рассматривают как научное направление, цель которого состоит в разработке методов и организационных форм управления потоковыми процессами для максимального удовлетворения спроса на продукцию (товар, услуги, информацию, энергию) и доведение ее до потребителя в обусловленный срок с минимальными затратами.

Сегодня под логистикой понимают не только науку, но и процесс, бизнес-концепцию, философию мышления и инструмент управления.

Более чем за 30 лет логистика на западе эволюционировала и сейчас одной из ее современных концепций является управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM). Это концепция заключается в максимальной интеграции специализированных областей логистики в единую систему, получившую название цепь поставок, в которую входят помимо самого предприятия как его поставщики и клиенты, так и его партнеры (различные логистические посредники). Цикл исполнения заказа обеспечивает операционную структуру для такой интеграции. Интегрированная схема иерархии процессов и функций такой системы показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Иерархия в интегрированной системе логистики

Результаты внедрения подобных логистических подходов на предприятиях впечатляют, и по данным западных исследований применение логистического менеджмента способно вызвать следующее снижение затрат:

• на транспорт – 7-20 %,
• на погрузку-разгрузку и хранение – 15-30 %,
• на общие логистические операции – 12-15 %.

Кроме того, возможно снижение уровня запасов на 50-100%, а увеличение оборачиваемости всех видов ресурсов на 20-40%. И что актуально в условиях кризиса, так то, что сокращение на 1% логистических издержек эквивалентно увеличению объема продаж почти на 10%.

Также важно индекс эффективности логистики дает нам понять, как логистика развита в настоящее время, в качестве примера см. таблицу №1.

Таблица №1 - Индекс эффективности логистики (LPI) отдельных стран за 2014 г.

Страна Место Общий балл Таможня Инфраструктура Качество логистических услуг
Германия 1 4,12 4,10 4,32 4,12
Нидерланды 2 4,05 3,96 4,23 4,13
Бельгия 3 4,04 3,80 4,10 4,11
Великобритания 4 4,01 3,94 4,16 4,03
Сингапур 5 4,00 4,01 4,28 3,97
Польша 31 3,49 3,26 3,08 3,47
Латвия 36 3,40 3,22 3,03 3,21
Эстония 39 3,35 3,40 3,34 3,27
Литва 46 3,18 3,04 3,18 2,99
Болгария 47 3,16 2,75 2,94 3,00
Украина 61 2,98 2,69 2,65 2,84
Казахстан 88 2,70 2,33 2,38 2,72
Россия 90 2,69 2,20 2,59 2,74
Армения 92 2,67 2,62 2,38 2,75
Молдова 94 2,65 2,46 2,55 2,44
Беларусь 99 2,64 2,50 2,55 2,46
Таджикистан 114 2,53 2,35 2,36 2,47
Азербайджан 125 2,45 2,57 2,71 2,14
Узбекистан 129 2,39 1,80 2,01 2,37

Таким образом, без международного опыта и сотрудничества в сфере логистики сложно сегодня представить ее развитие в нашей стране в соответствии с мировыми требованиями и тенденциями в этой области. Без интеграции и стратегического сотрудничества, как констатируют принципы логистики, сегодня можно не только затеряться на мировых просторах, но и утонуть под тяжестью вовремя не решенных экспортных проблем. Однако для успеха в подобном сотрудничестве недостаточно наличие лишь поверхностного представления о логистике. Только через планомерное решение кадрового вопроса в сфере логистики белорусская экономика может рассчитывать на высокий уровень конкурентоспособности на мировых рынках.

Хулио Мендиета, преподаватель кафедры НМиТ